Полковник БАГАЦИЙ С. Ф
ЧТОБЫ НЕБО БЫЛО ЧИСТЫМ
Начало
Великой Отечественной войны застало меня за учебой на зенитном факультете Артиллерийской академии им.
Дзержинского. Но закончить ее полный курс
мне тогда не удалось. В первых числах июля 1941 г. я был назначен командиром зенитной батареи и направлен в действующую армию на дальние
подступы к Москве.
Батарея формировалась в основном за счет приписного
состава, ранее не служившего в зенитных артиллерийских частях. Поэтому пришлось приложить много усилий, труда и знаний, полученных в академии, чтобы
в короткие сроки обучить личный состав
и сколотить расчеты для проведения стрельб по отражению налетов немецкой авиации, которые с 22 июля 1941 года стали частыми.
Особенно запомнился
октябрь 1941 г. Как известно, 2 октября 1941 года немецкие войска перешли в общее наступление на западном направлении. Им была поставлена задача – во что бы то ни стало овладеть Москвой. Поэтому усилились и активизировались
налеты фашистской авиации. За ударом
по Москве должны были последовать удары по Ленинграду, Горькому и Щербакову
(Рыбинску). Основная масса ВВС противника
действовала в этот период на поле боя и по объектам войскового тыла.
Одновременно она вела глубокую разведку и осуществляла отдельные налеты по некоторым наиболее важным объектам в глубоком тылу. Так, 10 октября 1941 г. перед
заходом солнца один «Юнкерс-88», подходя с солнечной стороны, пытался бомбить
важный железнодорожный мост,
прикрываемый батареей, которой я тогда командовал. Но благодаря четко налаженной разведке бомбардировщик был своевременно обнаружен, и батарея открыла по
нему огонь. Вторым залпом он был
сбит на высоте 5200 м. Когда «Юнкерс-88» загорелся и начал падать, ликованию и радости зенитчиков не
было предела. Ведь это был первый
фашистский стервятник, сбитый воинами батареи, которая только недавно была сформирована.
В конце 1943 и в начале 1944 гг., когда наши войска
громили врага на Украине,
мне, тогда уже начальнику штаба зенитного артиллерийского полка, пришлось организовывать и
осуществлять зенитную оборону важных железнодорожных узлов и станций в полосе действий 1-го Украинского фронта — Ворожба, Белополье,
Конотоп, Бахмач, Нежин, Прилуки,
Ромны, Шостка, Ичня, Мена и др. Отражая налеты авиации противника на прикрываемые объекты,
только в двух крупных налетах в апреле 1944 г. огнем полка было сбито 8 фашистских самолетов.
В связи с продвижением советских войск на запад встала
необходимость прикрытия
коммуникаций и новых объектов в полосах советских фронтов за рубежами нашей страны. Поэтому многие
части и соединения ПВО
страны были переброшены для выполнения задач за пределами СССР. Так, в период подготовки
наступательной операции 1-го
Украинского фронта с Сандомирского плацдарма в сентябре 1944 г. из Днепропетровска на прикрытие
прифронтового железнодорожного
узла Розвадув (Польша) был переброшен
297-й отдельный зенитный
артиллерийский дивизион, которым я к этому времени командовал. Станция подвергалась обстрелу
дальнобойных орудий и бомбардировке вражеской авиации. Но воины, прикрываясь собственной батареей, образцово и в срок произвели разгрузку,
и к утру 21 сентября 1944 года дивизион занял боевой порядок по обороне железнодорожного узла Розвадув. Уже на следующую ночь вражеские летчики почувствовали на
себе силу сокрушительных
залпов мощных зениток 297 ОЗАД ПВО. Через несколько дней, в ночь на 1 октября 1944 г. над г.
Розвадувом запылал «Хейнкель-111», сбитый огнем дивизиона. Это был первый
самолет, сбитый над
объектом Розвадув и под № 18 занесенный на боевой счет дивизиона за время Великой
Отечественной войны. А еще через несколько дней, 13 октября, второй стервятник был уничтожен
метким огнем наших батарей. А еще
через несколько дней, 13 октября второй
стервятник был уничтожен метким огнем
наших батарей, и Развадув,
грозивший им своим мощным огнем зениток обходили стороной. Однако 19
января 1945 года дивизионом был
сбит еще один бомбардировщик противника «Юнкерс-88» - третий по счету над Розвадувом и двадцатый за весь период Великой
Отечественной войны. После
этого налеты вражеской авиации на объект прекратились.
Начальник Управления перевалочной базы Центра НКО № 280 и начальник гарнизона г. Розвадув
полковник Гастев, давая отзыв о боевой деятельности 297 ОЗАД ПВО, писали: «Учитывая важность железнодорожного узла Розвадув как станции
снабжения фронта авиация противника
усиленно вела разведку и неоднократно пыталась бомбить узел с целью нарушить
нормальную работу базы снабжения, но благодаря высокой организованности и стойкости офицеров,
сержантов и красноармейцев,
высокой боевой готовности и умения успешно вести бой 297 ОЗАД ПВО под командованием майора
Багацкого С. Ф., образцово
выполнял свою боевую задачу по обороне железнодорожного узла и станции
снабжения Розвадув, ни разу не допустив авиации противника бомбить объект. За весь период боевых
действий 297 ОЗАД ПВО ни одна бомба на объект не была сброшена и железнодорожный узел Розвадув с перевалочной базой центра НКО №
280 бесперебойно работали, снабжая фронт».
Итак, начав боевую деятельность на дальних подступах к
Москве, я закончил войну
далеко за пределами нашей Родины. Своим коротким рассказом мне хотелось призвать молодых
воинов войск ПВО страны умножать боевую славу доблестных зенитчиков, мужественно
защищавших свою Родину в тяжелую пору Великой Отечественной войны. Пусть наше советское небо будет всегда чистым.