Полковник БАГАЦИЙ С. Ф

 

ЧТОБЫ НЕБО БЫЛО ЧИСТЫМ

 

       Начало Великой Отечественной войны застало меня за учебой на зе­нитном факультете Артиллерийской академии им. Дзержинского. Но за­кончить ее полный курс мне тогда не удалось. В первых числах июля 1941 г. я был назначен командиром зенитной батареи и направлен в действующую армию на дальние подступы к Москве.

Батарея формировалась в основном за счет приписного  состава, ранее не служившего в зе­нитных артиллерийских частях. Поэтому пришлось приложить много усилий, труда и знаний, полученных в академии, чтобы в короткие сро­ки обучить личный состав и сколотить расчеты для проведения стрельб по отражению налетов немецкой авиации, которые с 22 июля 1941 года стали частыми.  Особенно запомнился октябрь 1941 г. Как известно, 2 октября 1941 года немецкие войска перешли в общее наступление на западном направлении. Им была поставлена задача –  во что бы то ни стало овла­деть Москвой. Поэтому усилились и активизировались налеты фашист­ской авиации. За ударом по Москве должны были последовать удары по Ленинграду, Горькому и Щербакову (Рыбинску). Основная масса ВВС противника действовала в этот период на поле боя и по объектам войскового тыла. Одновременно она вела глубокую разведку и осуще­ствляла отдельные налеты по некоторым наиболее важным объектам в глубоком тылу. Так, 10 октября 1941 г. перед заходом солнца один «Юнкерс-88», подходя с солнечной стороны, пытался бомбить важный железнодорожный мост, прикрываемый батареей, которой я тогда ко­мандовал. Но благодаря четко налаженной разведке бомбардировщик был своевременно обнаружен, и батарея открыла по нему огонь. Вторым залпом он был сбит на высоте 5200 м. Когда «Юнкерс-88» загорелся и начал падать, ликованию и радости зенитчиков не было предела. Ведь это был первый фашистский стервятник, сбитый воинами батареи, кото­рая только недавно была сформирована.
          В конце 1943 и в начале 1944 гг., когда наши войска громили врага на Украине, мне, тогда уже начальнику штаба зенитного артиллерийско­го полка, пришлось организовывать и осуществлять зенитную оборону важных железнодорожных узлов и станций в полосе действий 1-го Ук­раинского фронта — Ворожба, Белополье, Конотоп, Бахмач, Нежин, Прилуки, Ромны, Шостка, Ичня, Мена и др. Отражая налеты авиации противника на прикрываемые объекты, только в двух крупных налетах в апреле 1944 г. огнем полка было сбито 8 фашистских самолетов.
         В связи с продвижением советских войск на запад встала необхо­димость прикрытия коммуникаций и новых объектов в полосах совет­ских фронтов за рубежами нашей страны. Поэтому многие части и сое­динения ПВО страны были переброшены для выполнения задач за пре­делами СССР. Так, в период подготовки наступательной операции 1-го Украинского фронта с Сандомирского плацдарма в сентябре 1944 г. из Днепропетровска на прикрытие прифронтового железнодорож­ного узла Розвадув (Польша) был  переброшен 297-й отдельный зенит­ный артиллерийский дивизион, которым я к этому времени командовал. Станция подвергалась обстрелу дальнобойных орудий и бомбарди­ровке вражеской авиации. Но воины, прикрываясь собственной батареей, образцово и в срок произвели разгрузку, и к утру 21 сентября 1944 года дивизион занял боевой порядок по обороне железнодорожного узла Роз­вадув.                 Уже на следующую ночь вражеские летчики почувствовали на себе силу сокрушительных залпов мощных зениток 297 ОЗАД ПВО. Через несколько дней, в ночь на 1 октября 1944 г. над г. Розвадувом запылал «Хейнкель-111», сбитый огнем дивизиона. Это был первый самолет, сби­тый над объектом Розвадув и под № 18 занесенный на боевой счет дивизиона за время Великой Отечественной войны. А еще через несколь­ко дней, 13 октября, второй стервятник был уничтожен метким огнем наших батарей.  А еще через  несколько дней, 13 октября второй стервятник был уничтожен метким огнем  наших батарей, и Развадув,  грозивший им своим мощным огнем зениток обходили стороной.    Однако 19  января  1945 года дивизионом был сбит еще один бомбардировщик противника «Юнкерс-88» - третий по счету над        Розвадувом и двадцатый за весь период Великой Отечественной войны. После этого налеты вражеской авиации на объект прекратились.
           Начальник Управления перевалочной базы Центра НКО № 280 и начальник гарнизона г. Розвадув полковник Гастев, давая отзыв о бое­вой деятельности 297 ОЗАД ПВО, писали: «Учитывая важность желез­нодорожного узла Розвадув как станции снабжения фронта авиация противника усиленно вела разведку и неоднократно пыталась бомбить узел с целью нарушить нормальную работу базы снабжения, но благо­даря высокой организованности и стойкости офицеров, сержантов и красноармейцев, высокой боевой готовности и умения успешно вести бой 297 ОЗАД ПВО под командованием майора Багацкого С. Ф., образцо­во выполнял свою боевую задачу по обороне железнодорожного узла и станции снабжения Розвадув, ни разу не допустив авиации противника бомбить объект. За весь период боевых действий 297 ОЗАД ПВО ни од­на бомба на объект не была сброшена и железнодорожный узел Розва­дув с перевалочной базой центра НКО № 280 бесперебойно работали, снабжая фронт».
      Итак, начав боевую деятельность на дальних подступах к Москве, я закончил войну далеко за пределами нашей Родины.  Своим коротким рассказом мне хотелось призвать молодых воинов войск ПВО страны умножать боевую славу доблестных зенитчиков, му­жественно защищавших свою Родину в тяжелую пору Великой Отече­ственной войны.  Пусть наше советское небо будет всегда чистым.

                                  К  содержанию

 


 

 

Hosted by uCoz